или Что общего между спагетти Болоньез и европейской системой высшего образования?
Так ли хороша пресловутая Болонская система? Что выиграла и что потерял Россия, включившись в процесс? Нужна ли была столь кардинальная реформа образования в России? Каковы промежуточные итоги?
Вначале ответ на вопрос заголовка: город Болонья — родина известного во всём мире непритязательного итальянского блюда и место, где 19 июня 1999 года представителями 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, направленная на
«сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования».
В 2003 году Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу.
Хочется разобраться: нужно ли было это делать?
Что такое Болонская система
Декларируемая цель сближения и гармонизации:
«расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского высшего образования».
Реформа образовательной системы также должна
«содействовать мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, приводя уровни высшего образования во всех странах к максимально сходному уровню, позволяющему прозрачно и легко сопоставлять между собой результаты обучения и научные степени».
Метод: реформирование в ВУЗах учебных планов, введение системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому.
Из провозглашённых идеологами системы 6-ти главных принципов, опуская бла-бла-бла, 3 ключевых:
1. Выделение 2 циклов обучения. Первый из которых длится не менее 3-х лет и заканчивается присвоением степени бакалавра. Второй (его продолжительность не регламентируется!) завершается получением степени мастера или доктора(!)
2. Единообразная накопительная бальная система, подтверждающая прохождение тех или иных дисциплин и внедрение единого приложения к диплому об образовании, учитывающего набранные баллы, с тем, чтобы в течение жизни можно было их использовать как базу для получения дополнительного образования и научных степеней независимо от страны.
3. Установление стандартов транснационального образования, для облегчения миграции преподавателей и студентов в пределах Европы.
Ключевое слово — МИГРАЦИЯ. Всё направлено на её максимальное облегчение. Историки определили, что при формированию единого государства прежде всего формируется «общее культурное ядро«. А что, как не единая система образования и беспрепятственная миграциянаселения в пределах границ Единой Европы, может способствовать появлению Соединённых Штатов Европы?
К чему в это включаться России — вопрос!
Нужна ли была модернизация системы высшего образования России?
Чем могла похвастаться система образования СССР в целом и система высшего образования в частности?
Я выделю 2 главных, на мой взгляд, достижения:
— создание отлаженной системы подготовки педагогических кадров для полного цикла обучения и воспитания от яслей и детских садов, до средней и высшей школы.
— формирование профессионального ядра специалистов в промышленности, сельском хозяйстве и науке.
Тем не менее, глупо отрицать, что накопилось немало проблем. Прежде всего:
— ощутимая перегруженность учебных курсов теоретическими дисциплинами в ущерб прикладным
и
— существенная разница в уровнях образования даваемого ведущими ВУЗами и большинством переферийных институтов.
Что произошло с высшим образованием в России между 1990 и 2003 годом?
Увлекшись ускоренным формированием капиталистической экономики, реформаторы 90-х практически прекратили финансирование системы образования. Большая часть наиболее активных, пассионарных научных и преподавательских кадров ушла в бизнес. Более пассивные или не блещущие талантами продолжали преподавать, погружаясь в нищету. Педагогические ВУЗы повсеместно превратились в университеты и академии, выпускающие бесчисленных как бы «юристов», «экономистов» и прочих «менеджеров». Как грибы появлялись коммерческие ВУЗы, часто без собственной базы и штатного преподавательского состава.
В это время в средней школе учителей пенсионного возраста, постепенно заменяли наскоро переученные на краткосрочных курсах неудачливые «бухгалтеры». Всё это неизбежно привело к:
— развалу единой системы образования и подготовки преподавательских кадров
— падению престижа и уровня высшего образования
— деградации профессиональных сообществ и науки.
Что принёс Болонский процесс высшей школе России
Сторонники присоединения России к Болонскому процессу обещали, что это
«даст новый импульс модернизации высшего профессионального образования, откроет дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран».
Пока мы наблюдаем лишь то, как страна стремительно двигается ко всеобщему «высшему» образованию. Когда не получивших в школе системного образования неучей пытаются доучить чему-то в институтах, давая им выборочные знания по прикладным дисциплинам. Рынок труда наводнён полчищами «бакалавров«. А кадровые службы жалуются на нехватку квалифицированных кадров и, разуверившись в «корочках», изощряются в придумывании тестов для выявления достойных претендентов.
Возможно, кривизна пике, в которое сваливается высшая школа последние 20 лет, слегка изменилась, но из штопора она, увы, так и не вышла.
Что дал Болонский процесс Европе
Единственное чего добились авторы Болонского процесса, это появления большого числа бегло говорящих по-английски специалистов узкого профиля, не способных к саморазвитию и самообразованию. Ускоряющийся технический прогресс быстро обесценивает их знания. Кого-то удаётся переучить на очередную узкую специальность. А многие просто оказываются не у дел.
Думаете это лишь мнение автора? Почитайте хотя бы wiki !
Независимые эксперты и даже Национальный союз студентов Европы (ESIB) резко критикуют плоды Процесса:
«всё новое и привлекательное в системе оказалось на практике абсолютно недееспособным, зато по традиционно сильным сторонам высшего образования был нанесён мощный удар»
Может быть на Кипре всё не так плохо? Если бы. Малый размер населения, весьма неглубокий рынок труда, повсеместное кумовство и протекционизм вынуждают немногочисленную талантливую молодёжь ехать за образованием и продолжением карьеры за рубеж.
Лишь незначительная часть оставшихся продолжает образование в местных университетах, но по окончании редко находит работу по специальности. Более трети молодых людей до 32 лет не имеют постоянной работы!
Как видится, у вас большие проблемы, если в семье есть дети дошкольного и школьного возраста. Придётся поломать голову и приложить немало усилий, чтобы дать им знания и умения, которые пригодятся в будущем и обеспечат достойную жизнь.
Другие статьи, посвящённые образованию:
«ВАШИ дети — ВАШИ проблемы»
«7 фактов об образовании на Кипре»
«Чтоб я так жил!»
Впервые опубликовано 5 сентября 2018 года на Дзен-канале #КИПРНАШ
5 Comments
Грамотно изложено. Но я бы не сказала,что учителя массово покидали школы. Многие остались. Поставка педагагов из училищ последние 5-6 лет- печальное зрелище. По Болонской системе не готова самовыражатся — мне все надо на зуб пробовать:)
Спасибо за оценку.
Разумеется, пассаж о «массовом исходе учителей» — моё оценочное мнение, основанное на общении с известными мне людьми в сфере образования города Москвы и только.
К большому сожалению, в силу естественных причин (старость) учителя, получившие системное советское образование уже в большинстве покинули школы.
В 90-е (в Москве по крайней мере) нередко на учительские вакансии шли люди без педагогического образования. Научные сотрудники НИИ, инженеры и т.п.
Всё усугубила глупость, когда учителям разрешили выбирать учебники, по которым они будут преподавать.
То, что издавалось в это время — это ужас-ужас.
Даже не говоря о качестве самих учебников, главное — была нарушена система, когда учебники по разным предметам были согласованы.
Впрочем, это я полез уже в «потроха».
А что вы скажете о том, что в к1-х лассах более 50% учеников плохо говорят по-русски?
О нарушении системного подхода очень верно. Это и есть практически крах. У нас такого не было в школе (отработала 7 лет замом директора), чтобы дети плохо говорили по-русски. Была одна девочка из Средней Азии почти без знания языка и все.
О нарушении системного подхода очень верно. Это и есть практически крах. У нас такого не было в школе (отработала 7 лет замом директора), чтобы дети плохо говорили по-русски. Была одна девочка из Средней Азии почти без знания языка и все.
Согласен