События так спрессовались, что становится трудно за ними поспевать! Однако канал КИПРНАШ старается делать так, чтобы его читатели были в курсе происходящего…
Два визита
НИКОГДА ранее министры иностранных дел России и США не посещали Кипр с интервалом в четыре дня друг от друга. Мало того, приезд госсекретаря Майка Помпео был организован в последнюю минуту.
8 сентября Никосия принимала министра иностранных дел России Сергея Лаврова. О визите было объявлено за месяц и он был приурочен к празднованию 60-летия установления дипломатических отношений между двумя странами и подписанию Протокола об изменениях в Соглашении об избежании двойного налогообложения.
Помпео планировал посетить Республику Кипр ещё в январе, но из-за пандемии(?) коронавируса её отменили. Неожиданно в пятницу утром появилось сообщение о короткой 3-часовой остановке самолёта госсекретаря 12 сентября на обратном пути из Катара, где он присутствовал на церемонии открытия мирных переговоров в Афганистане.
Никакой информации о визите не было ни на сайте Госдепартамента, ни посольства США в Никосии. Правительство Кипра, которое проинформировали о прибытии Помпео накануне в четверг вечером в телефонном разговоре между исполняющим обязанности помощника госсекретаря Филиппом Рикером и министром иностранных дел Никосом Христодулидесом, избегало что-то сообщать прессе о предстоящем визите. Все, что было сказано, это то, что Помпео встретится с Анастасиадисом и Христодулидесом в президентском дворце в 19.30.
Пикировка послов
Визитам двух руководителей внешнеполитических служб предшествовал обмен обвинениями между послами США и России на Кипре.
Всё началось с пресс-конференции посла США Джудит Гарбер, на которой было объявлено о частичной отмене эмбарго на военные поставки Республике Кипр. При этом г-жа Гарбер обвинила Россию в том, что та «играет дестабилизирующую роль в регионе».
Российский посол Станислав Осадчий, в свою очередь, тут же выступил с заявлением, в котором обвинил Вашингтон «в желании нанести ущерб отношениям между Москвой и Никосией».
Одним из условий отмены ограничений на продажу нелетальных средств защиты со стороны США было требование отказа в доступе судам ВМФ России в порты Кипра для обслуживания и дозаправки.
Станисла Осадчий:
«Те, кто говорит, что укрепление сотрудничества <Кипра> с США в регионе не направлено против кого-либо, явно недооценивают истинные цели Вашингтона».
Всё дело в углеводородах
Лавров на пресс-конференции после встречи с Анастасиадисом, также поднял этот вопрос, обвинив США в том, что они «пытаются натравить страны региона друг на друга и проводят курс «кто не с нами, тот против нас»».
Был ли план США ограничить влияние России на Кипре? Было ли это целью улучшения отношений между Кипром и США, которые, помимо частичной отмены эмбарго на поставки оружия, также предусматривают военную подготовку офицеров Национальной гвардии Кипра в следующем году?
Дипломат в отставке, политолог и специалист по конфликтам Джеймс Кер-Линдси (James Ker-Lindsay):
«США всегда проявляли интерес к Кипру, хотя это могло быть мотивировано тем, как отношения Греции и Турции влияли на НАТО из-за кипрской проблемы. То, что мы наблюдаем сегодня, — это не новый интерес, а другая его форма, поскольку энергетическое уравнение перевернуло политику в регионе с ног на голову».
По словам Джеймса Кер-Линдси, в регионе произошли значительные изменения в альянсах. «В восьмидесятые и девяностые годы Турция поддерживала очень тесные отношения с Израилем, проводя совместные военные учения. Но сейчас все это закончилось. Израиль сотрудничает с Кипром и Грецией в области энергетики». США поддержали этот энергетический альянс, который, как утверждает Турция, направлен на то, чтобы выдавить её из восточного Средиземноморья.
Аналитик, хорошо знакомый с кипрской проблемой, гораздо более цинично относится к потеплению отношений и отмене эмбарго на поставки вооружений. «Президент Трамп искал способ заручиться поддержкой греческого лобби на ноябрьских выборах, и отмена эмбарго на поставки оружия казалась хорошим способом сделать это… Закон Менендеса-Рубио, одобренный Сенатом США в декабре прошлого года, также направлен на сдерживание сближения Кипра и России. Он не только предусматривал отказ в доступе российским судам в порты Кипра, но и требовал представления отчетов «о злонамеренных действиях России и других стран региона»».
Хотя после переизбрания на второй срок Анастасиадис активно развивал более тесные связи с США , он не рискнул портить отношения с Россией, за которые выступают большинство политических партий острова.
Сидеть на двух стульях Кипру не привыкать
Лавров во время своего визита на Кипр ни словом не упомянул вопрос о доступе российских военных кораблей в порты острова. Но в комментариях явно дал понять, что Москва раздражена инициативами США в отношении Кипра. Президент Анастасиадис также не стал касаться этого вопроса.
Озвучить позицию о доступе кораблей ВМФ РФ поручили министру иностранных дел Кипра Никосу Христодулидесу. Выступая в среду утром по государственному радио, он сказал, что «вопрос отношений Кипра с США господином Лавровым не поднимались… <тем не менее,> …правительство не намерено менять свою политику в отношении Москвы и продолжит предоставлять возможности для захода российских судов по «гуманитарным причинам»». Однако, в законе Менендеса-Рубио чётко говорится, что обслуживание и дозаправка военных судов не может считаться «гуманитарными причинами».
О чем никто не упомянул, так это о том, что в 2015 году Никос Анастасиадис и Владимир Путин подписали соглашение, разрешающее доступ российским военным судам в порты Кипра. Гуманитарные причины в соглашении не упоминались. Дело в том, что доступ в порты Кипра по гуманитарным причинам и так предоставляется всем судам без исключений.
Все это кажется странным, учитывая, что российским военным судам нет необходимости заходить в порты Кипра. Сирийский порт Тартус сдан в аренду Москве на 49 лет и, несомненно, будет использоваться для обслуживания и заправки российских военных судов.
География — богатство и проклятие Кипра
Так неужели визитам министров иностранных дел и ссоре послов придаётся излишнее значение? Нет, если верить старейшему грекоязычному изданию на острове Phileleftheros, в нём пишут, что Вашингтон «хочет вернуться в восточное Средиземноморье и посылает сигнал об этом России и Китаю».
Как все оживились после того, как на шельфе близ Кипра обнаружили самые значительные в XXI веке запасы углеводородов! А ведь разведка только началась. Поэтому никто не хочет опоздать к «обеду».
В тугой узел переплелись интересы партнёров по Евросоюзу и НАТО. В игре Франция, Италия, Израиль, Египет, Турция, Германия, Греция.
Вот и дядюшка Сэм подтянулся.
Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!