Skip to content

Сколько аэродромов на Кипре? Два? Три? Десять?..

Кипр Авиация

…или, Где на Кипре может приземлиться самолёт

Полезная и просто занимательная информация обо всём, что касается авиации на острове Афродиты. История. Фотографии. Спутниковые снимки. Точные координаты

ВНИМАНИЕ!
Информация для туристов и путешественников

Если вы не хотите неприятностей, то чтобы попасть на Кипр надо:

  1. получить визу (гражданам Российской Федерации достаточно бесплатно оформить он-лайн так называемую «про-визу»
  2. въехать на территорию Республики Кипр через международные аэропорты Ларнаки и Пафоса (либо добраться морем в порты Ларнаки, Лимассола, Лачи или Пафоса).
Ровно так выглядят заходящие на посадку самолёты с пляжа Маккензи (Παραλία Μακένζι) в Ларнаке
Ровно так выглядят заходящие на посадку самолёты с пляжа Маккензи (Παραλία Μακένζι) в Ларнаке

Есть ещё вариант на перекладных прилететь или дойти паромом из Турции на оккупированную северную часть острова. Но эта территория никем кроме Турции непризнанного образования под название «Турецкая республика северного Кипра». Дело ваше, но я бы не советовал.

Все варинты, кроме двух перечисленных выше влекут за собой ощутимый штраф, депортацию и занесение в «чёрные списки» стран Евросоюза.
В некоторых случаях можно даже угодить в тюрьму.

Но так ли всё однозначно? Давайте разбираться.

Немного истории

Когда в 1878 году британцы думали, что выцыганить у Турции в обмен на поддержку против России, которая разгромила турецкую армию и стояла у стен Царьграда, у них был выбор — Крит или Кипр.

В целом обустроенный Крит с удобными гаванями и неплохой инфраструктурой, против аграрного захолустного Кипра с в конец пришедшими в упадок гаванями, оборудованными ещё при генуэзцах и веницианцах.

В Палате общин была жаркая дискуссия — слишком большими казались расходы на обсустройство военных баз на острове Афродиты и ежегодный бакшиш турецкому султану в размере 99799 фунтов. Но близость острова к Суэцкому каналу перевесила доводы «экономистов» и Кипр отошёл к Британской короне.

С появлением авиации, географическое положение Кипра стало позволять Великобритании контролировать с его аэродромов всё восточное Средиземноморье и, опять же главное — Суэцкий канал.

А потому Кипр уже скоро с чьей-то лёгкой руки стали называть «непотопляемым авианосцем» вначале Британии, затем и НАТО…

Но это история. Вернёмся в наше время

Действующие аэропорты Республики Кипр

КИПРНАШ:
Географическое положение Кипра между Европой, Африкой, Азией и Ближним Востоком делает остров удобным авиаузлом для перевозок и полетов по этими направлениями.

№1. Ларнака

Международный аэропорт «Главкос Клеридис» в Ларнаке
(Larnaca International Airport, греч. Διεθνής Αερολιμένας Λάρνακας, ИАТАLCAИКАОLCLK) на карте

Спутниковый снимок аэропорта Главкос Клеридис
Спутниковый снимок аэропорта «Главкос Клеридис»

Крупнейший на острове Международный аэропорт «Главкос Клеридис» открылся 8 февраля 1975 года, на месте старой британской авиабазы. Его спешно обустроили для замены Международного аэропорта Никосии, прекратившего работу после вторжения Турции на север Кипра в июле 1974 года.

Сейчас он носит им одного из бывших президентов Республики Кипр Главкоса Клеридиса (1993-2003), с которым часто связывают возрождение экономики трагедии 1974 года.

Старое здание аэропорта теперь обслуживает грузовые рейсы. Ещё здесь — стоянка лёгко-моторных самолетов лётных школ и частных бизнес джетов.

Из-за роста популярности морских курортов Кипра пассажиропоток аэропорта уже в 1998 году превысил 2,5 миллиона путешественников в год, на которые был рассчитан аэропорт. Стала очевидна необходимость строительства нового аэровокзала.

В 2006 году консорциум Hermes Airports, учреждённый французскими, кипрскими и канадскими компаниями, приобрёл 25-летнюю концессию на управление международными аэропортами Ларнаки и Пафоса и вложил в их модернизацию €650 000 000.

Теперь, прилетая в Ларнаку вы оказываетесь в открытом в 2009 году ультрасовременном комплексе, построенном по проекту французской архитектурной компании Aéroports de Paris совместно с Sofréavia, снабжённом телескопическими трапами и с рациональным разделением по разным уровням зоны вылета и прилёта.

Здесь есть всё, что стало привычным для путешественников: магазины «Duty Free», сувенирные лавочки, отделения банков и обменные пункты, бизнес-залы, рестораны и кафе.

Новый пассажирский терминал рассчитан на обслуживание до 7 500 000 пассажиров в год. Однако, в рекордном для турстической отрасли Кипра 2019 году международный аэропорт Ларнаки обслужил 8 229 346 пассажиров.

Отсюда летает 70 пассажирских и 7 грузовых авиакомпаний мира, в том числе 8 российских («Аэрофлот», S7, Алроса, «Победа», «Уральские авиалинии», «Ямал», «Россия», Red Wings). В летний сезон сюда можно прилететь почти из 30 городов России, Беларуссии и Украины.

Так выглядел аэропорт в Ларнаке до 2009 года

Так выглядел аэропорт в Ларнаке до 2009 года

Старое здание аэропорта (на фото выше) теперь обслуживает грузовые рейсы. Ещё здесь — стоянка лёгко-моторных самолетов лётных школ и частных бизнес джетов.

Из аэропорта легко добраться по скоростным магистралям до всех приморских городов и столицы Республики Кипр. Расстояния до городов острова:

  • Ларнака — 6 км
  • Айя-Напа — 48 км
  • Никосия — 53 км
  • Лимассол — 77 км
  • Пафос — 148 км
  • Полис — 185 км

Есть возможность воспользоваться междугородними автобусами. Стойка с информацией и расписанием находится у левого выхода из пассажирского терминала если смотреть от таможенной зоны. Там же располагаются офисы всех известных прокатных компаний. Но я бы советовал забронировать автомобиль заранее через брокера с подачей в аэропорт.

№2. Пафос

Международный аэропорт «Пафос»
(Pafos International Airport, греч. — Διεθνές Αεροδρόμιο Πάφου,
ИАТА: PFO, ИКАО: LCPH) —на карте

Спутниковый снимок международного аэропорта Пафос
Спутниковый снимок международного аэропорта Пафос

Второй по величине и пассажиропотоку на Кипре. Открыт в 1983 году с использованием инфраструктуры авиабазы «Андреас Папандреу» с целью снизить нагрузку на аэропорт в Ларнаке и улучшить обслуживание туристов, направляющихся на запад острова.

Единственное найденное в сети фото старого аэропорта барачного типа
Единственное найденное в сети фото старого аэропорта барачного типа

Расположен в 6,5 км к юго-востоку от Пафоса, в ближнем пригороде Мандрия.

Уже в 1988 году из-за возрастающего пассажиропотока потребовалось расширить взлётно-посадочные полосы, построить новые терминалы и улучшить рулёжные дорожки.

В 2007 году, когда управление аэропортом по концессионному соглашению с правительством Республики Кипр, перешло к консорциуму Hermes Airports, пассажиропоток уже достигал 1,7 млн человек.

Эксплуатация нового современного пассажирского терминала началась ноябре 2008 года.

Пассажирский терминал аэропорта «Пафос» рассчитан на обслуживание до 2,5 млн пассажиров в год. В 2019 году он обслужил более 3 млн человек. Здесь оборудовано 28 стоек регистрации, 7 выходов на посадку и 22 стоянки самолетов.

Есть отделение банка, бизнес-зал, рестораны, кафетерии, бары, магазин беспошлинной торговли «Duty Free» и сувенирные лавки. Имеется зона для обслуживания привилегированных пассажиров. Здесь также базируются лёгко-моторные самолеты и частные бизнес-джеты.

Сюда прибывают самолёты более 20 авиакомпаний мира. В сезон Пафос связан авиасообщением почти с 45 городами мира. Российские авиакомпании «Победа», «Россия», «Уральские авиалинии», S7 Airlines, Red Wings также летают в Пафос из городов России. А недавно лоукостер Raynair сделал Пафос одним из своих хабов. Теперь отсюда можно улететь во множество городов Европы за совсем небольшие деньги.

Особенно аэропорт удобен для пассажиров, направляющихся на запад и юг острова Кипр — в Пафос, Полис, Лимассол и их окрестности.

Аэропорт имеет регулярное автобусное сообщение с гаванью и центром Пафоса. Также есть прямые автобусные линии в Полис, Лимассол, Ларнаку и Никосию.

Расстояние от аэропорта до городов острова:

  • Пафос — 14 км
  • Полис — 51 км
  • Лимасол — 67 км
  • Ларнака — 137 км
  • Никосия — 147 км
  • Айя-Напа — 179 км

В аэропорту Пафоса можно воспользоваться арендой автомобиля от множества прокатных компаний, оперирующих на острове.

КИПРНАШ:
Собственно на этом список действующих международных аэропортов, куда легально может прилететь путешественник из-за границы заканчивается.
Но не заканчивается перечень аэродромов!

Никосия

  • №3. Международный аэропорт Никосии (Nicosia International Airport) — на карте

Когда-то главный и единственный аэропорт Кипра — Международный аэропорт Никосии (ИАТА: NIC, ИКАО: LCNC).

Спутниковый снимок Международного аэропорта «Никосия»
Спутниковый снимок заброшенного Международного аэропорта «Никосия»

Прекратил коммерческую деятельность в июле 1974 года, когда турецкие войска оккупировали 2/5 территории острова. Расположен в 8,2 км к западу от столицы Кипра Никосии в пригороде Лакатамия.

Современное состояние

Аэродром Никосии был построен британской колониальной администрацией в 30-годы ХХ века и использовался преимущественно как авиабаза RAF Nicosia.

Во время Второй мировой войны здесь приземлялись американские бомбардировщики, возвращавшиеся после бомбардировок союзниками румынских нефтяных месторождений.

Современное состояние
Современное состояние

Из-за возросшей интенсивности гражданского авиасообщения в 1966 году британские воздушные силы закрыли базу RAF Nicosia. 27 марта 1968 года открыли новый современный пассажирский терминал, спроектированный западногерманской компанией Dorsch und Gehrmann из Висбадена. Его перрон мог одновременно принять 11 самолетов с 800 пассажирами на борту.

Так теперь выглядит ультрасовременный по тем временам пассажирский терминал
Так теперь выглядит ультрасовременный по тем временам пассажирский терминал

Почти половину стоимости строительства оплатила Великобритания. Дело в том, что формально территория аэропорта до сих пор принадлежит министерству обороны Великобритании(!).

В июне 1974 года планировалось расширить терминал и увеличить перрон для приёма уже 16 самолетов, два из которых — широкофюзеляжные. Но этим планам не суждено было осуществиться…

Последние коммерческие полеты из аэропорта состоялись в 1977 году по специальному разрешению ООН, когда три из оставшихся самолетов Cyprus Airways, застрявших там после вторжения 1974 года, были реанимированы британскими авиаспециалистами и доставлены в Лондон. Один из них, Hawker Siddeley Trident 2E, теперь выставлен в Имперском военном музее Даксфорда.

Международный аэропорт «Никосия», оказался в нейтральной зоне, ещё называемой «Зелёной линией» и контролируемой контингентом ООН, и стоит много лет заброшенным. Часть его помещений используется в качестве штаба Вооруженных сил Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP).

Мини-аэродром с 250-метровой полосой на юге от Никосии предназначен для ультра-лёгких летательных аппаратов. О его существовании, пожалуй, мало кто знает даже среди киприотов.

Аэродром Марки. Фото: Nicos Karapatakis
Аэродром Марки. Фото: Nicos Karapatakis
  • №5. База противопожарных самолетов в Маммари — на карте

Открыт лишь в мае 2021 года. Предназначен для базирования авиации, участвующей в тушении пожаров. Затраты на строительство и обустройство составили 1,2 млн евро.

Расположен совсем рядом с заброшенным Международным аэропортом Никосии и граничит с «Зелёной линией».

Ещё недавно тут ничего не было. На Яндекс.Карты взлётной полосы просто нет
Спутниковый сниок. Ещё недавно тут ничего не было. На Яндекс.Карты взлётной полосы просто нет

Highway Strip Airports на Кипре. Не знали о таких?

На Кипре, помимо множества вертолётных площадок, также оборудованы так называемые аэродромы на хайвеях (Highway Strip Airports).

  • №6. Один из аэродромов на хайвее, находится возле Кофину*(Κοφίνου)
  • №7. Второй – возле Корнос* (Κόρνος)
  • №8. Третий – в Куклии* (Κούκλια) рядом с Мандрией.

* ссылки кликабельны

Спутниковый снимок участка трассы А6 близ Куклии с резервной взлётно-посадочной полосой

Многие по ним регулярно ездят на своих автомашинах, не догадываясь о двойном назначении этих участков трассы. Под них выделены специально подготовленные прямые участки скоростных шоссе с усиленным дорожным покрытием, рядом нет линий электропередач, вместо бетонных разделителей съёмные стальные конструкции. В случае необходимости ( например аварийная посадка, чрезвычайные ситуации), можно быстро оборудовать полноценный аэродром.

Highway Strip Airport в Куклии

Авиасообщение Северного Кипра с материковой Турцией

  • №9. Аэропорт Эрджан (тур. Ercan Havalimani, анг. Ercan International Airport) на карте

Международный аэропорт Эрджан (ИАТА: ECN, ИКАО: LCEN) — воздушные ворота непризнанного государства — Турецкой республики северного Кипра (ТРСК). Авиасообщение отсюда возможно только через аэропорты Турции. Желающие попасть на север острова, вынуждены использовать стыковочные рейсы, направляясь вначале в Стамбул или Анкару и лишь затем — на север Кипра.

Аэропорт Эрджан расположен примерно в 13 км к востоку от Никосии, неподалеку от деревни Кирклар (Kırklar). Спутниковый снимок
Аэропорт Эрджан расположен примерно в 13 км к востоку от Никосии, неподалеку от деревни Кирклар (Kırklar). Спутниковый снимок

В заграничном паспорте путешественников, прибывающих на остров через аэропорт Эрджан, не делается отметки о прибытии на остров, поэтому при попытке пересечь «Зелёную линию», разделяющую остров, такие горе-туристы будут арестованы пограничной службой Республики Кипр, за попытку незаконного проникновения на территорию суверенного государства. В лучшем случае им угрожает депортация за свой счёт, но можно получить реальный тюремный срок и/или заплатить немаленький штраф.

Из-за отсутствия прямых международных рейсов и связанных с этим неудобств, большинство турок-киприотов давно получили паспорта Республики Кипр и предпочитают использовать Международный аэропорт в Ларнаке «Главкос Клиридис». Очевидно, что этот вариант недоступен для переселенцев из Турции и иностранцев, не имеющих въездных виз Республики Кипр.

Как и все другие аэропорты острова, первоначально на месте аэропорта Эрджан был британский военный аэродром Тимву, построенный во время Второй мировой войны британцами. До недавнего времени, аэропорт Эрджан имел взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 км, недостаточную для взлёта больших самолётов и мог одновременно принять лишь 7 самолётов. Сейчас завершаются работы по увеличению взлетно-посадочную полосы до 3,2 км.

Строится новый перрон с 9 трапами и стоянкой для 12 самолётов. Расширяется и модернизируется здание пассажирского терминала. В нём оборудуется 60 стоек регистрации, 20 пунктов паспортного контроля, 26 рентгеновских установок для багажа прилетающих и 24 для вылетающих пассажиров. Строится крытая автостоянка на 1,5 тысячи автомобилей и открытая такой же ёмкости. Общая стоимость проекта модернизации – €300 млн.

Так скоро будет выглядеть аэропорт Эрджан
Так скоро будет выглядеть аэропорт Эрджан

С вводом нового терминала пропускную способность аэропорта планируется довести до 4,2 млн пассажиров в год (с возможностью увеличения до 5-7 и даже 10 млн, если будет открыто прямое международное сообщение). Сейчас 5 турецких авиакомпаний доставляют на север Кипра путешественников и транзитных пассажиров из 8 городов Турции.

Военные аэродромы Кипра

  • №10. Британская авиабаза и аэропорт Акротири (RAF Akrotiri) на карте

Royal Air Force Akrotiri (ИАТА: AKT, ИКАО: LCRA) — крупная база Королевских ВВС Великобритании. Расположенна близ Лимассола в «Западной суверенной области заморской территории Великобритании», как по-прежнему величают в Лондоне остров Кипр. Построили базу в середине 50-х годов ХХ века, в период обострения ситуации вокруг Суэцкого канала.

С тех пор авиабаза неоднократно использовалась воздушными силами НАТО для разведывательных, боевых и спасательных операций на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.

Спутниковый снимок авиабазы RAF Akrotiri
Спутниковый снимок авиабазы RAF Akrotiri

Сюрприз!

С авиабазы RAF Acrotiri, не реже одного раза в 2 дня, совершаются пассажирские рейсы Великобритания-Кипр-Великобритания. Эти рейсы считаются «внутренними, так как осуществляются внутри территории суверенного государства – Великобритания». Британские граждане имеют возможность приобретать на них билеты. Что любопытно, в марте-мае 2020 года, когда Республика Кипр полностью прекратила авиасообщение из-за мер по противодействию распространения коронавируса (COVID-19), полёты пассажирских самолётов на авиабазу не прекращались.

Здесь регулярно тренируется объединённая пилотажная группа Королевских ВВС Red Arrows («Красные стрелы»).

Кра
«Красные стрелы» над авиабазой RAF Akrotiri близ Лимассола. BBC
  • №11. Британская авиабаза на Кипре Кингсфилд (Kingsfield) на карте

Аэродром Кингсфилд (ИАТА: KIN, ИКАО: LCRE) был построен в 1960 году на «территории восточного суверенного района заморских территорий Великобритании» в Декелии.

Его взлетно-посадочная полоса длиной 1250 м используется для учений британской армейской авиации, а также для развлекательных полетов и прыжков с парашютом.

Спутниковый снимок британской авиабазы Кингсфилд
Спутниковый снимок британской авиабазы Кингсфилд

Парашютный центр предоставляет опытных инструкторов для желающих брать уроки, а также тандемные прыжки для начинающих.

Необходимо предварительное бронирование. Фото с сайта парашютного центра
Фото с сайта парашютного центра

Центр работает по выходным круглый год. Необходимо предварительное бронирование.

  • №12. Авиабаза «Андреас Папандреу» (Αεροπορική Βάση Ανδρέα Παπανδρέου)

Расположена на территории, примыкающей к международному аэропорту «Пафос». Здесь базируется 450-я вертолётная эскадрилья Национальной гвардии Кипра, оснащённая 11 боевыми вертолётами МИ-35П (Россия) и двумя наблюдательными и учебно-тренировочными легко-моторными самолётами BN-2B-21Islander (Великобритания), Pilatus PC-9 (Швейцария).

Ми-35П стоимостью 12 000 000 USD над авиабазой «Андреас Папандреу»
Ми-35П стоимостью 12 млн USD над авиабазой «Андреас Папандреу»

База также используется для спасательных, гуманитарных и эвакуационно-транспортных операций военно-воздушными силами стран НАТО и… России(!).

  • №13. Турецкая авиабаза и аэропорт Гечиткале (Geçitkale Havaalanı) — на карте

Военный аэродром Гечиткале или аэропорт Лефконико (ИАТА: GEC, ИКАО: LCGK) построен в 1982 году турецкими военными и имеет взлётно-посадочную полосу длиной 2850 метров. Во время вынужденного ремонта аэропорта Эрджан в 2002-2004 году, выполнял роль основного гражданского аэродрома Северного Кипра.

Спутниковый снимок аэродрома Гечиткале
Спутниковый снимок аэродрома Гечиткале

С 2000 года формально принадлежит частному лицу, но с декабря 2019 года здесь базируются турецкие разведывательно-боевые беспилотники, прикрывающие с воздуха турецкие корабли, ведущие разведку углеводородов на шельфе Восточного Средиземноморья.

Турецкий БПЛА типа Bayraktar TB2 над аэродромом Гечиткале. Фото: DHA
Турецкий БПЛА типа Bayraktar TB2 над аэродромом Гечиткале. Фото: DHA
  • №14. Турецкая авиабаза Илькер Картер (Base aérea İlker Karter) — на карте

Турецкая база истребительной авиации неподалёку от Пынарбаши (Pınarbaşı) на северо-западе от Никосии. Имеет две пересекающиеся взлётно-посадочными полосы, но уже давно не используется по прямому назначению.

Спутниковый снимок авиабазы İlker Karter
Спутниковый снимок авиабазы İlker Karter

Сейчас на её территории размещён штаб 11-го корпуса турецкой оккупационной армии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом я насчитал на острове Кипр ни мало ни много, 14 взлётно-посадочных полос, где могут приземляться или взлетать самолёты.

КИПРНАШ:
Удивлены?! Такой небольшой остров и столько аэродромов?
Видимо не зря, Кипр, иногда ещё называют «непотопляемым авианосцем в Средиземном море»!

Подкасты автора КИПРНАШ в ВКонтакте: «Хроники Кипра» и «Байки под водовку» (кликабельно)

Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!


Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Кипр Россия Спорт

За Европу играет в футбол и бегает Африка. Теперь под чужим флагом— русские гимнастки

Новости художественной(?) гимнастики Кипр ликует.Первые строчки новостных сайтов: гимнастка национальной команды Кипра(!) Анна Соколова завоевала в тяжелейшей борьбе серебряную медаль в индивидуальном зачёте на играх Содружества 2022

Европа Газпром

THE SPECTATOR: Путин имеет Европу как хочет

Цены резко вырастут после отключения газа Газпромом Продолжаю знакомить читателей с тем, как видится происходящее в Европе и мире «за забором». Сегодня — перевод короткой