Авианосные ударные группировки и корабли «первого ранга» или массовое строительство относительно небольших судов с мощным ракетным вооружением. Стратегический подводный флот и глубоководные роботы «убийцы континентов». Новая гонка вооружений на истощение или «ассиметричные ответы».
После публикации 5 января статьи «Возрождение российского ВМФ» в комментариях развернулась дискуссия, не умолкающая до сих пор (март 2019). Читатели спорят о путях развития отечественного военно-морского флота, о возможности противостоять подавляющему преимуществу американцев и о много другом. Мне кажется, прежде чем спорить, стоит разобраться ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
Постараюсь ответить на этот и несколько других вопросов…
КРАСИВО ПЛЫВУТ!
США обладают сейчас 10-ю(!) авианосными ударными группировками (АУГ) и многочисленным подводным флотом. В военно-морских силах, без учёта корпуса морской пехоты и авиации, служит 370 тысяч человек. Вся эта махина создавалась для реализации так называемой Blue Water Strategy. В 70-е годы прошлого века, осознав уязвимость ракетных позиций на своей территории, американцы решили рассредоточить большую часть ядерного ударного потенциала в мировом океане, одновременно придвинув его к границам социалистического лагеря. Но в 91-м году СССР не стало, вскоре многие его союзники перебежали в НАТО. Угроза глобальной ядерной войны отступила и флот переориентировали на «проецирование силы» в локальных конфликтах и охрану торговых путей.
Недавно я опубликовал ТОП-10 крупнейших флотов мира. Как ни странно, Китай, США и Россия в нём занимают соответственно лишь 2, 3 и 5 место. Отражает ли это действительный расклад сил? Нет, конечно.
Не случайно, флотоводцы Америки пренебрегают северо-корейским москитным флотом, но с тревогой и вниманием смотрят на Китай и Россию.
Командующий надводными силами США вице-адмирал Ричард Браун:
Есть две… возрождающиеся страны — Россия и Китай. Русские атомные подводные лодки снова движутся через Ла-Манш и бросают нам вызов в Восточном Средиземноморье и Северной Атлантике. Китай вызывающе действует вдоль островов в <Южно-Китайском море>, фактически сопровождая каждый корабль США в этом районе.
Сейчас американцы делают ставку на создание универсальных платформ, которые можно размещать на кораблях всех классов и беспилотных средних и даже больших(!) судах. На мой взгляд, последнее — утопия. Но зато денег «попилят» на этом неприличное количество… ?
У «супостата» тоже всё не слава Богу
Все империи рано или поздно рушатся. Размер американского внешнего долга достиг в 2019 году 22 триллионов долларов.
Факт 1. Американский флот стареет и продолжает сокращаться. По некоторым оценкам в следующие 12 лет число надводных судов может сократиться с 280 до 237, а подлодок — с 89 до 41.
Факт 2. О преследующих американцев неудачах, связанных с новейшей разработкой корабля-невидимки, не писал только ленивый.
Факт 3. В ноябре 2018 года 15 матросов, служивших на авианосце «Рональд Рейган» (тот, что на фотографии выше), привлечены к ответственности за употребление ЛСД на боевом посту, 14 из них проходили службу в реакторном отсеке. Нормально?!
Просто три факта…
А ЧТО КИТАЙ?
Китай скоро будет иметь сопоставимый с американцами по числу флагов флот. Строится 30 (тридцать) корветов. Уже скоро океан будет бороздить 3 (три) полноценных АУГ. Но это Китай, имеющий не то первую, не то вторую экономику в мире! Столкнувшись с замедлением экономического роста и имея огромные финансовые ресурсы, похороненные в зарубежных долговых обязательствах, китайцы стараются преодолеть эти проблемы всемерно развивая ВПК. Страна обладает развитой судостроительной промышленностью и в состоянии мобилизовать общество на реализацию масштабных задач.
Тем не менее, у китайского руководства нет амбиций по установлению контроля над мировым океаном. Им важнее обеспечить безопасность своего экспорта.
А НУЖНЫ ЛИ МЫ НАМ? ДЛЯ ЧЕГО РОССИИ ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ
Я не эксперт и не военный стратег, но многие меня считают неплохим аналитиком. Считайте текст ниже — рассуждениями «продвинутого» обывателя, почти 12 лет проработавшего в ВПК, не считая 6 лет учёбы ?
Всё и сразу
Многие мои читатели являются сторонниками одновременного строительства:
- 2-3 полноценных АУГ с авианосцами, кораблями океанской зоны первого и второго ранга, кораблей сопровождения и обеспечения, ударных, разведывательных и истребительных самолётов-вертолётов, и необходимых береговых баз
- возрождения былой мощи подводного флота
- ледокольного флота и арктических баз для надёжной защиты Северного морского пути и освоения шельфа.
Дорогие мои! Во-первых, не получится. А во-вторых, России это НЕ НАДО! Тому есть множество причин, но я перечислю три, на мой взгляд, самые важные.
Исходные данные
1. Россия глобальная морская держава с протяжённой береговой линией и богатым ресурсами морским шельфом. Увеличивающаяся продолжительность навигации по Северному морскому пути делает его серьёзным конкурентом другим маршрутам доставки товаров из Юго-Восточной Азии в Европу. России не нужны заморские территории или контроль над ними. Своё бы богатство защитить от желающих освоить и заселить!
2. По сравнению с СССР в Российской Федерации большие проблемы с инженерными и профессиональными рабочими кадрами в судостроении и машиностроении в целом. Тоже самое касается приборостроения и вооружений. Разрушены производственные цепочки, многие звенья которых утеряны.
3. Россия по разным версиям на 10-м или 11-м месте по номинальному размеру ВВП и на 55-м, а то и 62-м месте по ВВП в пересчёте на душу населения.
Что делать
Для чего России Военно-морской флот?
- Как одна из составляющих ядерной триады
- Для охраны морских рубежей, защиты шельфа и транспортных путей
- Для предотвращения внешних угроз национальным интересам и выполнения союзнических обязательств.
Не буду подробно расшифровывать дипломатичную формулировку последнего пункта. Просто замечу: чем тушить пожар у собственных границ, лучше поддержать дружественные режимы, оттянув таким образом силы и внимание потенциальных противников от себя. Вы согласны? Вижу постоянное подтверждение последнего тезиса заходами российских военных судов в порты Кипра.
Только я думаю, что Верховный главнокомандующий, Совет безопасности, Генеральный штаб, финансовый блок правительства и профильные министерства именно из перечисленных выше ограничений выстраивают планы развития ВМФ России?
Не согласны? Есть аргументы? Комментируйте!
Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!