Как всё устроено? Кто и как на этом зарабатывает? Где брать дешёвые билеты?Отчего разоряются крупные компании. Как избежать проблем? Вся внутренняя «кухня»: Направление-Отельеры-Перевозчики-Страховщики-Туроператор-Турпакет-Турагент-Турист
Маленькое вступление
Чуть позже расскажу об изнанке туристического бизнеса. Но вначале разберёмся, как это работает «у больших».
Конечные услуги турист получает от множества независимых компаний: визовых центров, авиаперевозчиков, транспортных компаний, отелей, ресторанов, прокатных контор, экскурсионных бюро и много кого ещё.
Чтобы облегчить нам жизнь(?), к процессу подключаются туроператоры и турагенты. Первые формируют так называемый «турпакет«, связывая между собой всех тех, кто будет вам предоставлять услуги. Уже сформированные турпакеты продают турагенты.
Впрочем, последнее время, благодаря Интернету я, как и многие из вас, сам-себе туроператор. Спасает ли это от неизбежных косяков? — вопрос!
Идеальный процесс
Как формируется турпакет?
Затем изучает существующее на месте предложение. Формирует пул партнёров: отельеров, транспортников, экскурсионных бюро и т.п. Прорабатывает с авиа-перевозчиками вопрос отправки регулярными рейсами или покупки чартеров. Предварительно решает визовые вопросы.
Заказываются рекламные материалы, покупается рекламное время на радио и телевидении и т.п., не столько для привлечения туристов, сколько турагентов.
После заключения договоров с агентами, к последним переходит главная задача по привлечению клиентов. Оператор теперь сосредотачивается на общем маркетинге направления и поддержке локального маркетинга агентов, поставляя им красочные каталоги, плакаты, календари, буклеты и описания экскурсий. При открытии нового направления агенты вывозятся в ознакомительные туры, чтобы «пели» со знанием дела.
Его задача, чтобы ещё сидя в его офисе, вы ощутили тепло летнего солнца, услышали плеск волн, представили свой сэлфи на фоне заката и задумались, что брать с собой и надо ли покупать новый купальник.
Получив от вас деньги, турагент должен как можно скорее перевести оговорённую сумму туроператору.
Если туроператор своевременно не оплатит авиабилеты, не сделает визы и не подтвердит бронирование гостиниц, счастливый отпуск на море не состоится! Надеюсь, вы не окажетесь в такой ситуации.
Если всё пошло как надо, вы своевременно получите оформленные визы, страховку и авиабилеты. На прилёте вас встретит сотрудник туроператора с табличкой, проводит до автобуса и поможет при заселении в отель.
Расскажут о стране и её особенностях, когда будут включённые в пакет экскурсии. Попытаются впарить ещё несколько. Ответят на возникшие вопросы.
Если, не дай Бог, с вами что-то приключится (пусть это будет пустяковая простуда!), вас свяжут со страховой компанией и помогут на приёме у врача.
Финиш! И это был «идеальный» процесс.
Почему «напрямую» номера в отелях и авиабилеты дороже, чем в турпакете?
Управление большим бизнесом очень непростое дело. В зависимости от загрузки, авиаперевозчик берёт в лизинг новые самолёты или отказывается от лишних, бронирует слоты в аэропортах, содержит штат пилотов и членов команд, оплачивает услуги техников и инженеров. Всё это многие миллионы «зелёных». Отельер, из-за переменчивой конъюнктуры, должен как можно раньше знать предстоящую загрузку, чтобы нанять необходимый штат горничных, поваров, официантов, аниматоров…
Отельеры с удовольствием бронируют целые этажи и корпуса под конкретных туроператоров. Продавая всё тоже индивидуальным туристам, им придётся потратиться на продавцов, бухгалтерию, инкассацию и много чего ещё.
«Горящие путёвки» и дешёвые авиабилеты
Можно ли предусмотреть всё на свете? Риторический вопрос. Как говорят, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах. По этой причине, всегда будут нереализованные турпутёвки, а в салонах самолётов пустовать места. Когда надежд на продажу по установленной цене уже нет, туроператор готов отдать путёвку со значительной скидкой, лишь бы не платить неустойки партнёрам. Не выйдет продать турпакет целиком — продаст хотя бы авиабилеты.
Просто звоните напрямую в офисы туроператоров и на вопрос ресепшиониста «с кем вас соединить?», смело отвечайте: «с девушкой, которая занимается авиабилетами!» Не будет билетов на завтра — найдутся на послезавтра)))
Как гибли титаны
Причины банкротств разные. Если не принимать в расчёт криминал, туристический бизнес очень подвержен политическим рискам и другим форс-мажорам. Он имеет ярко-выраженный сезонный характер. Оттого все турагенты закредитованы по самые уши, иначе невозможно. К тому же, из-за высокой конкуренции приходится работать с минимальной нормой прибыли. Поэтому ситуации, когда неожиданно закрывают целые страны (Египет, Турция) или запрещают госслужащим выезд за рубеж, становятся непереносимыми для многих туристических компаний.
Как избежать проблем
У меня для вас плохая новость: рецепта нет! В этом бизнесе, а тем более в нынешней нестабильной ситуации никаких гарантий нет.
Раньше можно было сэкономить, купив заранее билет на самолёт или «горящую» путёвку за два дня до вылета, и спокойно ехать в аэропорт. Сейчас, даже имея дело с солидными компаниями, присутствующими на рынке 20 и более лет, можно оказаться ни с чем.
Страховку и компенсации вы если и получите, то лишь вернувшись домой и нескоро.
Читайте другие публикации, посвящённые туризму:
Отель? Апартаменты? Вилла? — на чём остановиться и как с удовольствием провести отпуск на острове (нарратив)
Наташа, давай! — как не стоит себя вести и одеваться, если не нужны неприятности в тёплых странах (статья)
Где лучше? — выбор места отдыха на Кипре. Пляжи, трансфер, инфраструктура, достопримечательности, природа, климат (статья)
Туалетный гид— где можно справить нужду в комфортных условиях (нарратив)
Лайфхак на пляже — как сэкономить на аренде зонта и лежаков (нарратив)
* заметившим в заглавной анимации опечатку в слове «подноготная», ставлю «+» за внимательность и грамотность. Исправлять gif не буду. Потрачу это время на подготовку новых интересных, надеюсь, для вас материалов.
Впервые опубликовано 15 сентября 2018 года на Дзен-канале #КИПРНАШ
Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!