Чей газ на шельфе Кипра? Эрдоган уверен, что турецкий
На чём основана уверенность турецкого Президента? Что говорит международное право о континентальном шельфе и исключительных экономических зонах государств? Цена вопроса — запасы углеводородов в Восточном Средиземноморье. Кто выигрывает от неопределённости с правами на недра Средиземноморского шельфа вокруг Кипра?
Как известно, на Кипре размещены военные базы и контингенты 3 стран НАТО: Великобритании, Турции и Греции. Недавно выяснилось, что ещё недавно США также имело неафишируемую базу на территории острова.
Когда в 2004 году Республика Кипр вступала в ЕС, киприоты надеялись, что поддержка Европы поможет им отстаивать свою независимость от посягательств Турции.
Увы, просчитались. Теперь скажите, будь на острове базы ВМФ и ВКС России..,
…стал бы Эрдоган 4 ноября на церемонии передачи военно-морскому флоту Турции нового корвета Burgazada угрожать тем, кто посягнёт на запасы газа и нефти на шельфе вокруг Кипра. А ещё обещать, что поступит с ними, как с курдами на Севере Сирии?
Сомневаюсь.
Кому грозил президент Турции Реждеп Тайип Эрдоган?
Ни за что не угадаете! Американской компании ExxonMobil, объявившей о скором начале бурения в исключительной экономической зоне Республики Кипр на блоке №10 .
Отчасти, такая жёсткая риторика объясняется отчаянным положение Турции. 99% газа она по-прежнему вынуждена импортировать. За последние 20 лет было потрачено более 3 млрд. долларов на бурение в прибрежной зоне Турции на Чёрном море, но ни газа, ни нефти там не обнаружили.
Что происходит? Отчего признанное ООН государство Республика Кипр не вольно распоряжаться по праву принадлежащими ему недрами?
Как делят богатства шельфа
Основополагающим документом, устанавливающим суверенитет над морскими территориями, права на континентальный шельф и исключительныe экономические зоны (ИЭЗ) является Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву (UNCLOS ) 1982 года. Она вступила в действие с 16 ноября 1994 году и к настоящему времени ратифицирована 168 государствами и ЕС.
Ниже представлен общий принцип выделения морских зон в соответствии с UNCLOS:
В Восточном Средиземноморье Конвенцию по морскому праву до сих пор не подписали Турция, Израиль и Сирия. Что интересно, Палестинская Автономия в 2015 году Конвенцию подписала!
«Не обделил ли я себя?» или «4 сбоку — ваших нет!»
Все государства, подписавшие UNCLOS, должны провести демаркацию границ морских зон с соседями. В случае спора о разграничении шельфа, окончательное(!) решение принимает Международный Суд ООН, опираясь на «правило равного отстояния», но с учетом «принципов справедливости».
По понятным причинам, страны, не поставившие свою подпись под Конвенцией о морском праве, не могут в полной мере завершить процесс демаркации континентального шельфа и своих исключительных экономических зон с соседями.
На чём основана обида Турции и отчего турки не хотят подписывать UNCLOS? Исторически вдоль Средиземноморского побережья Турции расположены греческие острова, а завершает эту цепочку Кипр. Получается, что морская держава с богатыми традициями, в недавнем прошлом считавшая Средиземное море своей внутренней «лужей», должна довольствоваться узкой полоской шельфа, а соседям в западном направлении щедро нарезаются 200-мильные ИЭЗ! Обидно, что сказать.
Вопрос действительно непростой и решить его можно лишь при доброй воле участников разногласий…
Кто в игре?
Газоносные провинции на шельфе Восточного Средиземноморья — крупнейшее открытие углеводородов в XXI веке. Потому в борьбе за эти богатства столкнулись все главные игроки газового рынка.
Это хорошо видно на карте, где обозначены компании, вовлечённые в процесс разведки и добычи:
А есть ли что делить?
Есть и много чего. Уже сейчас открытия нефтегазовых месторождений в Восточном Средиземноморье стали крупнейшими за короткую историю начала XXI века.
Для тех, кому это может быть интересно во врезке изложена хронология событий и отчасти распутаны хитросплетения национальных и экономических интересов заинтересованных стран.
Однако, делёж шкуры… неубитого Левиофана, а значит и освоение месторождений затянулось.
В 2015 году консорциум во главе с итальянской Eni нашёл месторождение Zohr на шельфе Египта с запасами превышающими 850 миллиардов кубометров газа!
Новый правитель Египта Абдель Фаттах аль-Сиси настолько эффективно повёл дела, что Zohr не только уже введён в промышленную эксплуатацию, но буквально на днях Египет вновь полностью откажется от импорта газа, а в 2019 году доведёт добычу на новом месторождении до 30 миллиардов кубометров газа в год.
Ещё одним преимуществом Египта является наличие двух комплексов по сжижению и отгрузке газа морским транспортом. Вариант поставки газа с их использованием, с экономической точки зрения, самый жизнеспособный.
Широко разрекламированные проекты прокладки трубопроводов в сторону Турции, Кипра и Крита потребуют огромных средств и вряд ли могут быть реализованы из-за политических проблем.
К дележу продолжают присоединяться всё новые и новые игроки! В этом году Ливан подписал десятилетнее соглашение с консорциумом в составе Total, Eni и российским НОВАТЭК на разведку в своих водах. Теперь уже возбудился Израиль.
За чей счёт банкет?
Недавние сделки с Израилем и Кипром, превращают Египт в новый газовый хаб, который отнимет у Катара до 70% европейского рынка. Вторым проигравшим станет Турция, которой придётся покупать сжиженный газ у египтян.
Ссылки по теме:
- Дружба дружбой, а табачок (и газ) врозь — о развитии ситуации с разведкой на блоке №10
- Об обретении Кипром «независимости» с Конституцией, которая с неизбеностью привела к разделу острова и трагедии для тысяч киприотов
- О несбывшихся надеждах при вступлении Кипра в ЕС и зону Евро
- О трагических событиях лета 1974 года
- Об изменившемся балансе сил в Восточном Средиземноморье, после вмешательства России в сирийский конфликт
- ОБЕЩАННАЯ ССЫЛКА НА ЛАЙТ ВЕРСИЮ В ФОРМАТЕ НАРРАТИВА
Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!