Skip to content

Россия — страна изгой? или,..

Россия ООН

…Что такое ООН и с чем там кого «едят»

12 октября 2022 года 11-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи по Украине 145 голосами «за», при 35 воздержавшихся, 5 «против» и 10 «отсутствующих» приняла резолюцию, призывающую не признавать вхождение в состав России четырёх областей Украины, после проведённых в конце сентября референдумов, и требующую от России изменить курс на «незаконную аннексию» территорий Украины.

Можно увеличить, чтобы изучить расклад
Итоги голосования 11-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи по Украине. Можно увеличить, чтобы изучить расклад

КИПРНАШ не будет комментировать решение специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН и текущие события на востоке Европы. Канал посвящён острову Кипр и событиям происходящим в Восточном средиземноморье. Хотя, пусть и «по касательной», но Кипр невольно оказывается вовлечён в происходящее. Хочется это кому-то или нет.

Россия — страна изгой? или,..

Изучая документы и материалы на сайте ООН в разделе «Новости», КИПРНАШ натолкнулся на любопытную публикацию — «Can the UN stop a war? 5 of your questions answered».
Не смотря на то, что русский язык является одним из официальных языков организации, этот текст приведён лишь на английском языке (ссылка на оригинал размещена в конце материала).

Показалось полезным познакомить читателей канала с авторским переводом текста на русский язык. Все гиперссылки оригинала сохранены…

Россия — страна изгой? или,..

Может ли ООН остановить войну? Ответы на 5 ваших вопросов

Нынешняя война на Украине, последовавшая за российским вторжением, вызвала всевозможные вопросы об Организации Объединенных Наций, особенно о роли Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Здесь, в «Новостях ООН», мы глубоко погрузились в Устав ООН, чтобы попытаться дать вам ответы, которые вы, возможно, ищете.

(1) Может ли Совет Безопасности остановить войну?

Что ж, сначала давайте рассмотрим его миссию.

Функции и полномочия Совета Безопасности (Security Council) изложены в Уставе ООН, учредительном документе Организации. Он был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско по завершении Учредительной конференции ООН (United Nations Conference on International Organizations) и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Совет Безопасности, состоящий из 15 членов (пять постоянных мест принадлежат Китаю, Франции, Российской Федерации, Соединенному Королевству и Соединенным Штатам, а 10 непостоянных мест, чередующихся по выбору среди других стран-членов ООН) — это орган, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

Чего вы, возможно, не знаете, так это то, что до 1965 года Совет Безопасности состоял из 11 членов, шесть из которых были непостоянными. Расширение до 15 членов произошло после внесения поправок в статью 23(1) Устава путём принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/1991(XVIII)).

Хотя около 60 государств-членов ООН ещё никогда не заседали в Совете Безопасности, тем не менее, все члены ООН в соответствии со статьей 25 Устава соглашаются принимать и выполнять решения, принятые Советом. Другими словами, действия, предпринимаемые Советом, являются обязательными для всех стран-членов ООН <выделено КИПРНАШ>.

При разрешении кризисов Совет Безопасности, руководствуясь Уставом ООН, может предпринять несколько шагов.

Действуя в соответствии с главой VI Устава, Совет может призвать конфликтующие стороны урегулировать его мирными средствами и рекомендовать методы урегулирования или условия урегулирования. Он также может рекомендовать передачу споров в Международный суд (The International Court of Justice — ICJ), который широко известен как «Всемирный суд» и является главным судебным органом Организации Объединенных Наций с местонахождением в Гааге в Нидерландах.

В некоторых случаях Совет Безопасности может действовать в соответствии с главой VII Устава и прибегать к введению санкций или, когда исчерпаны мирные средства урегулирования спора, даже санкционировать в качестве крайней меры применение силы государствами-членами, коалициями государств-членов <в ходе проведения> миротворческих операций, санкционированных ООН, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Важно отметить, что действия, необходимые для выполнения решений Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности, должны предприниматься всеми членами Организации Объединенных Наций или некоторыми из них, как это может определить Совет Безопасности в соответствии с главой VII.

Впервые Совет санкционировал применение силы в 1950 году в рамках так называемой военной принудительной акции для обеспечения вывода северо-корейских войск из Республики Корея.

Совет Безопасности ООН заседает по ситуации в Украине, 27 февраля 2022 г. Фото ООН/Лой Фелипе
Совет Безопасности ООН заседает по ситуации в Украине, 27 февраля 2022 г. Фото ООН/Лой Фелипе

(2) Что такое «право вето» и как его можно использовать?

Порядок голосования в Совете Безопасности регулируется статьей 27 Устава ООН, которая устанавливает, что каждый член Совета имеет один голос.

При принятии решения по «процедурным вопросам» девять членов должны проголосовать «за», чтобы решение было принято. По всем остальным вопросам необходимо чтобы «за» проголосовало девять членов <Совета>, «включая совпадающие голоса <всех> постоянных членов».

Другими словами, отрицательное голосование любого из пяти постоянных членов (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство или Соединенные Штаты) может помешать принятию Советом любого проекта резолюции по существенным вопросам.

С 1946 года все пять постоянных членов, которых обычно называют «пятеркой лидеров», в то или иное время пользовались правом вето по целому ряду вопросов. К настоящему времени примерно 49 процентов вето было наложено Союзом Советских Социалистических Республик, а затем Российской Федерацией (членство СССР в Организации Объединенных Наций, в том числе в Совете Безопасности, было продолжено Российской Федерацией), 29 процентов — США, 10 процентов — Соединенным Королевством и по шесть процентов — Китаем и Францией.

Количество резолюций, на которые наложил вето каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности с 1946 года по настоящее время. Иллюстрация отсутствует в оригинале и дополнена КИПРНАШ

Более подробную информацию о вето в Совете Безопасности с 1946 года можно найти здесь.

Семьи прибывают в Бердище, Польша, после пересечения границы с Украиной, спасаясь от эскалации конфликта. © ЮНИСЕФ/Том Ремп
Семьи прибывают в Бердище, Польша, после пересечения границы с Украиной, спасаясь от эскалации конфликта. © ЮНИСЕФ/Том Ремп

(3) Может ли Генеральная Ассамблея вмешаться, когда Совет Безопасности не может принять решение о прекращении войны?

Согласно резолюции 377A (V) Генеральной Ассамблеи от 1950 года, широко известной как «Единство во имя мира», если Совет Безопасности не может действовать из-за отсутствия единодушия среди пяти его постоянных членов, обладающих правом вето, Ассамблея имеет право давать рекомендации (выделено КИПРНАШ) более широкому кругу членов ООН в отношении коллективных мер по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Например, чаще всего Совет Безопасности определяет, когда и где должна быть развернута миротворческая операция ООН, но исторически, когда Совет был не в состоянии принять решение, это делала Генеральная Ассамблея. Например, в 1956 году Генеральная Ассамблея учредила Первые чрезвычайные силы ООН (UNEF I) на Ближнем Востоке.

Кроме того, Генеральная Ассамблея может собраться на чрезвычайную специальную сессию по требованию девяти членов Совета Безопасности или большинства членов Ассамблеи.

На сегодняшний день Генеральная Ассамблея провела 11 чрезвычайных специальных сессий (8 из которых были запрошены Советом Безопасности).

Совсем недавно, 27 февраля 2022 года, принимая во внимание, что отсутствие единогласия постоянных членов помешало ему выполнить свою главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, Совет Безопасности своей резолюцией 2623 (2022) принял решение созвать чрезвычайную специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН.

В результате, 1 марта 2022 года Генеральная Ассамблея на экстренном заседании приняла резолюцию, в которой выразила сожаление по поводу «агрессии Российской Федерации против Украины в нарушение статьи 2 (4) Устава» и потребовала, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины и полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в пределах её международно признанных границ.

Однако, в отличие от резолюций Совета Безопасности, резолюции Генеральной Ассамблеи не имеют обязательной силы, <выделено КИПРНАШ> а это означает, что страны не обязаны их выполнять.

Обновление:  
26 апреля, на фоне растущей критики бездействия Совета Безопасности по прекращению войны в Украине, Генеральная Ассамблея консенсусом приняла знаменательную резолюцию, требующую от пяти постоянных членов Совета обосновать использование ими права вето.

Этот шаг был встречен бурными аплодисментами. В резолюции содержится призыв к членам Ассамблеи собраться «в течение 10 рабочих дней после наложения вето одним или несколькими постоянными членами Совета Безопасности для обсуждения ситуации в отношении которой было наложено вето».

Над текстом, озаглавленным «Постоянный мандат на обсуждение в Генеральной Ассамблее в случае применения вето в Совете Безопасности», работали два года. Он был внесен Лихтенштейном, а его соавторами выступили 83 страны, в том числе три постоянных члена Совета Безопасности — Франция, Великобритания и США.

Генассамблея ООН принимает резолюцию, осуждающую агрессию Российской Федерации против Украины в нарушение Устава ООН. Фото ООН/Лой Фелипе
Генассамблея ООН принимает резолюцию, осуждающую агрессию Российской Федерации против Украины в нарушение Устава ООН. Фото ООН/Лой Фелипе

(4) Можно ли отозвать членство страны в ООН?

Статья 6 Устава гласит:

Член Организации Объединенных Наций, систематически нарушающий принципы, содержащиеся в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Такого никогда не было в истории Организации Объединенных Наций.

Статья 5 предусматривает приостановку действия государства-члена:

Член Организации Объединенных Наций, в отношении которого Совет Безопасности принял превентивные или принудительные меры, может быть отстранен от осуществления прав и привилегий членства Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Осуществление этих прав и привилегий может быть восстановлено Советом Безопасности.

Приостановление или исключение государства-члена из Организации осуществляется Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Для такой рекомендации требуется солидарное голосование постоянных членов Совета Безопасности.

Если они не согласятся на своё собственное исключение или отстранение от должности, постоянные члены Совета могут быть исключены только путем внесения поправки в Устав ООН, как указано в главе XVIII.

Однако ООН предпринимала шаги против некоторых стран, чтобы положить конец серьёзной несправедливости. Одним из примеров является случай Южно-африканской Республики и вклад мирового сообщества в глобальную борьбу с апартеидом путем привлечения внимания всего мира к бесчеловечности системы, узаконивания народного сопротивления, поощрения действий правительственных и неправительственных организаций против апартеида, учреждения эмбарго на поставки оружия, поддержку нефтяного эмбарго и бойкота апартеида во многих областях.

На пути к прекращению апартеида Совет Безопасности в 1963 году ввел добровольное эмбарго на поставки оружия в Южную Африку, а Генеральная Ассамблея отказывалась принимать полномочия страны с 1970 по 1974 год. После этого запрета ЮАР не участвовала в дальнейших разбирательствах Ассамблеи до конца апартеида в 1994 году.

Генеральный секретарь Антониу Гутерриш информирует журналистов о войне на Украине. Фото ООН/Марк Гартен
Генеральный секретарь Антониу Гутерриш информирует журналистов о войне на Украине. Фото ООН/Марк Гартен

(5) Каковы «добрые услуги» Генерального секретаря?

Роль Генерального секретаря как важного миротворца сформировалась благодаря обширной практике. Спектр деятельности, осуществляемой Генеральным секретарём, включает «добрые услуги», посредничество, содействие, организация диалога и даже арбитраж.

Одна из наиболее важных ролей, которую играет Генеральный секретарь <ООН>, заключается в использовании им (за всю 75-летнюю историю Организации девять генеральных секретарей были мужчинами / КИПРНАШ: так в тексте — реверанс толерантности?) «добрых услуг» — шагов для предотвращения возникновения, эскалации или распространения международных споров, предпринимаемых публично и в частном порядке, базирующихся на его независимости, беспристрастности и честности, а также силе тихой дипломатии.

На практике это означает, что глава ООН может использовать свой авторитет, легитимность и дипломатический опыт своей высокопоставленной команды, чтобы встречаться с главами государств и другими официальными лицами и вести переговоры о прекращении споров между сторонами конфликта.

В конце марта <2022 года> Генеральный секретарь Антониу Гутерриш в рамках своих добрых услуг попросил заместителя Генерального секретаря Мартина Гриффитса, координатора чрезвычайной помощи ООН, изучить возможность гуманитарного прекращения огня <взаимодействуя> с Россией и Украиной, а также другими странами, стремящимися найти мирное решение.

5 апреля 2022 г. Рубрика Мир и безопасность

Ссылка на оригинал материала (на английском): Can the UN stop a war? 5 of your questions answered

Официальное сообщение о голосовании 11-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН с требованием к Российской Федерации отменить решения по статусу отдельных районов Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины (на русском языке): Генеральная Ассамблея ООН потребовала от Москвы отменить решения по статусу отдельных районов Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей Украины

КИПРНАШ:
Даже постоянные члены Совета Безопасности ООН уже не раз заявляли о деградации института ООН и неспособности организации влиять на происходящее в мире.
Есть ощущение, что, как это уже было однажды с Лигой наций, созданной по результатам 1-й мировой, дни ООН сочтены.
3-я мировая, в эпицентре которой мы сейчас находимся, возможно, породит что-то более эффективное. Либо… это будет уже никому не нужно.
А вы как думаете?

Ваш комментарий может быть первым, не упустите свой шанс!


Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Украина

«Несправедливо, что за бесчеловечность Запада расплачивается Украина, а не Вашингтон и европейские столицы»

На карточке публикации — космический снимок NASA последствий массированных ударов по объектам украинской инфраструктуры 23 ноября. Коллаж КИПРНАШ Давно на канале не было переводов. Всё