Skip to content

Рождественские и новогодние ёлки. Мировая история. Россия. Кипр

Зима. На Кипре тоже.
Вполне понятная соотечественникам, со снегом и минусовыми температурами, – в горах Троодоса. На побережье – со штормами, проливными дождями и ураганным ветром. В промежутках – полная идиллия с солнышком на ярко-голубом небе и ватными облачками.

Светлое время суток всё короче. Дневная температура на солнце может достигать даже +20°С. Ночная, чаще всего, не выше +11-14°C. Но может опускаться почти до нуля.

КИПРНАШ

Рождество и Новый год сопровождает много традиций. Возможно, самая популярная – украшение ёлки.
В России за пару недель до Нового года открываются ёлочные базары. Искусственные ели продаются уже с ноября.
Сегодня расскажу историю возникновения обычая наряжать ёлку на Рождество и Новый год. И о том, когда и как этот обычай пришёл на Кипр.

Древности

Задолго до появления христианства люди вешали над своими дверями и окнами ветви вечнозелёных растений – надеялись так отпугнуть нечистую силу, злых духов и болезни.

Древние египтяне поклонялись богу солнца Ра. Его изображали с головой сокола, украшенного короной в виде пылающего солнечного диска. Они верили, что осенью Ра «начинал болеть». Природа замирала, растения увядали, деревья сбрасывали листья. 21 и 22 декабря – дни зимнего солнцестояния в Северном полушарии. На эти дни приходится самый короткий день и самая длинная ночь в году. Жрецы утверждали, что с этого момента Ра начинал выздоравливать от болезни. В честь этого египтяне украшали дома зелёными пальмовыми листьями и стеблями папируса. Это символизировало, по их мнению, торжество жизни над смертью. Скоро начнётся весна и всё вновь кругом зазеленеет.

Древние римляне отмечали 17-23 декабря Сатурналии – праздник, посвящённый богу земледелия Сатурну.

Henryk Siemiradzki, Nero’s torches. 1882

Римляне знали, уже скоро после солнцестояния фермы и сады должны вновь стать зелёными и плодородными. Праздники сопровождались жертвоприношениями и массовыми пиршествами. Дома и храмы, как и у египтян, украшались ветвями вечнозелёных растений.

Друиды – жрецы древних кельтов Северной Европы, также украшали храмы вечнозелёными ветвями – символом вечной жизни. Но было исключение – вечнозелёная омела. Хотя она считалась талисманом плодородия, ей не могли простить роль в гибели бога света Бальдра. А вот англичане использовали омелу для защиты от колдовства. 

Германские племена в дни зимнего солнцестояния, устраивали шабаш Колеса года, связанный с так называемой Дикой охотой Одина.

Дикая охота Одина. Петер Николай Арбо, 1872

В лесу возле украшенной тряпичными лоскутами и восковыми свечами ели во время шабаша проводили различные обряды.

Как видим, использование вечнозелёных растений во время праздников появились задолго до появления «рождественской ёлки».

Но по мере крещения, многие обряды и обычаи у германцев стали наполняться христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать ёлки, приурочив это к Рождеству. Видимо, именно так ёлки стали «рождественским деревом», также называемым «деревом Клауса».

Христианские символы Рождества

Первые упоминания ели, как символа, якобы находятся в описании житий монаха-бенедиктинца Святого Бонифация, обращавшего германские племена в христианство. Чтобы доказать превосходство учения и продемонстрировать бессилие языческих богов он срубил священное для них Древо Донора, сказав при этом:
«Ель христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества».

Hess, H.v. Piloty und Loehle, München. 1911

Вопреки ожиданиям язычников, Один не поразил святотатца молнией. А из пня проросла ель, треугольная форма которой якобы символизировала Троицу…

Христиане, тем не менее, символом победы жизни над смертью считали… пальму. Это подтверждает эпизод, описанный в Новом Завете о Входе Господнем в Иерусалим, когда люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями.

Никаких упоминаний каких-либо деревьев, наряжаемых на празднование Рождества Христова, в Евангелиях вы не обнаружите.

Зарождение традиции Рождественской ели

Документальных свидетельств прошлых времён осталось немного. Споры о первой ёлке, установленной в Европе, продолжаются по сию пору. Германский приоритет оспаривают многие страны.

В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке члены Братства Черноголовых установили в канун 1510 года на главной площади Ревеля (современный Таллин) большую ёлку. Вокруг неё устроили гуляния с танцами. По окончании праздника дерево сожгли.

Есть документы, что при Мартине Буцере на Рождество 1539 года украшенное дерево разместили в Страсбургском соборе.

Бременские хроники XVI века описывают украшение на Рождество ёлок бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками.

У британских учёных, как обычно, своя оригинальная версия. Ссылаясь на церковные записи сельских приходов XV и XVI веков об украшении селянами зимой домов и улиц ветками падуба и плюща, сделали вывод, что предшественником рождественской ёлки был «зимний майский шест»(?!), который приходы украшали падубом и плющом.
Тут можно вспомнить популярный рождественский гимн The Holly & the Ivy (англ. «Холли и плющ»).

КИПРНАШ:
Ну, что с них взять?
Как не искал, в сети
лишь рассказы о Maypole и танцах вокруг шеста в May Day, который называют в Британии и США Днём труда (1 мая).

Однако, чаще всего традиция рождественской ели и украшения её зажжёнными свечами приписывается протестантскому реформатору XVI века Мартину Лютеру. По одной из версии, однажды зимним вечером, Лютер был поражён мерцанием звёзд среди вечнозеленых растений. Чтобы передать эту сцену близким он поставил у себя в доме ёлку с зажжёнными свечами. А так как он видел в ели символ Древа познания добра и зла в Эдеме, украсил её яблоками.

“Luther on Christmas Eve” was painted by Bernhard Plockhurst in 1887

В средневековой Европе были популярны мистерии, посвящённые памяти грехопадения Адама и Евы. Их устраивали 24 декабря, приходившегося на Рождественский сочельник. В силу зимнего времени, вместо яблони использовали хвойные деревья, украшенные яблоками (символами запретного плода), а также вафлями или печеньем, символизировавшими гостии или облатки для причастия и искупления первородного греха (аналог просфоры в Православии).

Выходит, рождественская ель всё же восходит к «райскому дереву».

Так в хрониках Фрайбурга упоминается, что в 1419 году в честь праздника Адама и Евы устроили театрализованные «Райские пьесы», в которых Древо познания добра и зла изображала ель с развешенными на её ветвям яблоками, лоскутами, соломой, орехами и крендельками.

Распространение традиции

Постепенно, помимо храмов и площадей, рождественские ёлки стали устанавливать в домах. Вначале, самых состоятельных граждан. Потом, ёлки стали наряжать повсеместно.

Считается, что первый рынок рождественских ёлок появился в эльзасском Страсбурге. Там уже в XVII веке продавались Weihnachtsbaum (нем. «рождественская ёлка»). Не обошлось без злоупотреблений. В Страсбурге даже пришлось принять закон, разрешающий людям срубать не более одной ёлки или сосенки на домашнее хозяйство.

Из неметчины традиция наряжать рождественские ёлки стала распространяться по Европе. Прежде всего в Англии. Известно, что жена короля Георга III Шарлотта (урождённая Шарлотта София Мекленбург-Стрелицкая, 1769-1818), возможно, первая попросила нарядить для своих детей ёлку к празднику. Но широкое распространение в Британии традиция получила позднее благодаря принцу-консорту немецкого происхождения, мужу королевы Виктории Альберту, сделавшему украшенную ёлку центром семейных рождественских торжеств. В 1848 году в лондонском ежемесячнике The Illustrated London News появилась иллюстрация, на которой королевская семья собралась в Виндзорском дворце вокруг украшенной ёлки.

Christmas Tree at Windsor Castle, drawn by J. L. Williams. The Illustrated London News, Christmas Number 1848

Как это часто случается, вскоре рождественские ёлки стали обычным и желанным явлением в английских домах.

Приблизительно в тоже время происходила массовая немецкая эмиграция в Северную Америку, прежде всего в Пенсильванию. Возможно вы не знаете, но более 60 миллионов граждан США имеют немецкие корни. Благодаря немецким поселенцам в 20-х годах XIX века празднование Рождества начало набирать популярность в Америке. А первые рождественские ёлки за океаном появились ​​​в 30-х годах.

Широкому распространению рождественских ёлок в США способствовал популярный журнал о моде и образе жизни Godey’s Magazine and Lady’s Book. Начиная с 1850 года, журнал в течение 28 лет ежегодно публиковал в декабрьском номере упоминавшуюся выше иллюстрацию J. L. Williams. Но королевскую чету подретушировали так, чтобы семья выглядела более… американской.

Слева оригинал. Справа американская версия. Найдите пять отличий. Смеюсь

Тем не менее, настоящую популярность рождественские ёлки приобрели в Соединенных Штатах лишь к 70-м годам XIX века.

В завершении обзора добавлю, в штате Флорида очень популярна Рождественская пальма, чьи плоды в декабре созревают, становясь ярко-красными.

Искусственная или натуральная?

С распространением традиции наряжать на Рождество ёлку, возникла проблема её губительного воздействия на леса, особенно в Германии. В результате, уже в 80-х годах XIX века немцы начали делать искусственные деревья из гусиного пера. Со временем гусиные перья стали заменять другими материалами. Вскоре, искусственные ёлки появились в других странах.

В 30-е годы XX века американский производитель щеток для… унитазов наладил производство искусственных елей. Ёлки из щетины стали набирать популярность. Позднее, щетину заменили алюминиевой проволокой. В конце концов, всё заполонили пластиковые ёлочки разной степени похожести на оригинал.

К настоящему времени, по американским данным к Рождеству наряжают не более 16% живых елей.

КИПРНАШ:
Китай неплохо на этом зарабатывает. Но не все согласны, что искусственные ели – благо.

Натуральные ёлки — возобновляемый ресурс. Утилизация их искусственных сестёр несёт немалые риски для экологии.
В конце концов, мы и так живём во многом в искусственной среде.
Боюсь, пахнущая хвоей лесная красавица — одна из немногих оставшихся натуральных вещей, которую запомнят наши дети и внуки.

Россия-СССР-Россия

Сейчас «лесная красавица», как мы ласково зовём ёлку, – непременный атрибут новогодних праздников.

Отечественной традиции наряжать ёлку почти 300 лет. Всё началось с указа Петра Первого, который в 1700 году повелел начать праздновать Новый год не 1 сентября, а 1 января, и вести летоисчисление не от «сотворения мира» (5508 года до н.э.), а от Рождества Христова.

В Указе содержались подробные предписания, как встречать Новый 1700 год. Вводились обычаи, с которыми Пётр познакомился в Европе. В том числе, украшение фасадов домов и дворов хвойными деревьями и ветвями. Но новые новогодние традиции приживались с трудом, а со смертью царя-преобразователя постепенно угасли.

Собственно рождественскую ёлку Россия увидела лишь в начале XIX века. 24 декабря 1817 года 26-летний Николай I по просьбе немецкой принцессы Шарлотты (в крещении великая княгиня Александра Федоровна), будущей императрицы и жены императора Николая I, устроил праздник с рождественской ёлкой в Аничковом дворце в Москве. А на Рождество 1828 года Александра Федоровна устроила «детскую елку» для своих детей, племянниц и детей особо приближённых придворных в Большой столовой Зимнего дворца. Под стоящими на столах ёлочками, украшенными золочёными яблоками, конфетами и орехами, лежали подарки.

Со второй половины 40-х годов XVIII века ёлки постепенно начинают занимать почётное место на Рождественском празднике состоятельного петербургского общества.

Ёлка в Императорской Академии художеств. Санкт-Петербург. Гравюра Л. А. Серякова. Конец XIX века

По примеру столицы, рождественские ёлки стали появляться в усадьбах помещиков и состоятельных провинциалов. Возникает традиция украшения вершины ёлки Вифлеемской звездой, как главным символом Рождества.

Православная церковь всячески противилась распространению «иноземного, языческого по своему происхождению обычая». Вплоть до революции 1917 года Святейший правительствующий синод издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.

С 1925 года большевики развернули борьбу с «религиозным дурманом» и православными праздниками.. В 1929 году выходные на Рождество и Новый год отменили. Рождественскую ёлку, против которой выступала православная церковь, обозвали «поповским» обычаем. Запретили ёлочные базары.

На другом агитационном плакате того времени призывали: «Родители, не сбивайте нас с толку: не делайте рождества и ёлку!»

Но в 1935 году, по инициативе партийного деятеля Павла Постышева, партийное руководство решило возродить празднование Нового года.

Детские праздники, посвящённые Новому году, получают название «новогодних ёлок».

29 декабря «Правда» опубликовала постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января силами комсомольцев и пионеров «новогодних ёлок» в школах, детских клубах и детских домах по всему СССР.

Главным персонажем праздников становится Дед Мороз. Его «внучка» Снегурочка появилась лишь в начале 50-х с подачи Льва Кассиля и Сергея Михалкова.

Непременный атрибут новогодних ёлок – зажигание огней на ёлке под руководством Деда Мороза. Все присутствующие хором трижды произносят магическое новогоднее заклинание: «Раз, два, три! Елочка, гори!». Затем, водят вокруг ёлки хороводы и поют новогоднюю песенку «В лесу родилась ёлочка…» В заключении детям раздают сладкие подарки.

Так, ради вытеснения празднования Рождества, реабилитировали рождественскую ёлку, ставшую «новогодней», и обычай её наряжать. В продаже появились ёлочные игрушки и украшения. Но вместо золотых яблок и цветов – игрушки с советской символикой, самолёты, танки, парашютисты, солдаты и… зверушки. Вместо Вифлеемской звезды макушку ёлки венчали символом советской власти – красная пятиконечной звездой.

23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного совета СССР 1 января объявлен праздничным выходным днём.

Главная ёлки страны Советов вначале устраивалась в Колонном зале Московского Дома Союзов (быв. Дом Благородного собрания). В 1955 году её переносят в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Для детей старшего возраста устраивают ёлку на свежем воздухе в Тайницком саду на месте разрушенной церкви Константина и Елены. Там строили невероятные ледяные горки и ледяные фигуры. Устраивали катания на тройках и оленях. С 1962 г. главную ёлку страны стали проводить в Кремлевском дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский дворец).

Общероссийские ёлки в Государственном Кремлевском дворце устраивают и сейчас. Но если раньше на них приглашали только отличников со всего Советского Союза, то теперь билеты на неё можно купить. Были бы деньги. Хотя какое-то число билетов всё же достаётся победителям конкурсов и олимпиад, воспитанникам детских домов и интернатов, детям, чьи родители погибли в горячих точках.

В современной России возникают новые рождественские и новогодние традиции. С 1996 года главную ёлку страны устанавливают на Соборной площади Кремля. В 2006 году, неподалёку от Великого Устюга, появился туристический комплекс «Вотчина Деда Мороза».

А что же Кипр?

КИПРНАШ:
Идея публикации возникла, когда в конце ноября я впервые увидел в продаже живые ели.
Искусственными тут никого не удивишь. А тут – живые!
Вначале, хотел ограничиться коротким постом с небольшой фотогалереей.
Но в процессе увлёкся изучением истории Рождественской/новогодней ёлки.
В результате, появился этот материал.
Надеюсь, он будет любопытен и читателям…

На Кипре

Традиция украшения рождественской ёлки на Кипре совсем молода. Нетрудно догадаться, она появилась на острове Афродиты, когда Кипр стал британской колонией. Вначале, в подражание британцам, ёлки стали наряжать состоятельные киприоты. Лишь в самом конце XX века обычай вначале подхватили муниципалитеты и торговые сети, а затем и простые киприоты. Ёлки наряжают в офисах и общественных пространствах.

Красиво наряженная ёлка на входе в госпиталь Эвангелизмос в Пафосе

Но до последнего времени, это большей частью были искусственные ели или композиции из гирлянд и металлических конструкций.

И вот недавно, в продаже появились живые ели, сосны и даже кипарисы.

Живые ёлки на Кипре! Цены соответствующие
Ассортимент, однако!

Муниципальные ёлки

Вечером 2 декабря 2023 гоад в столице Кипра Никосии, после красочного парада с участием Святого Василиса, при температуре воздуха +13°C, на площади Элефтерия (Πλατεία Ελευθερίας – греч. «Площадь Свободы») прошла церемония зажжения огней на главной ёлке города. Ёлка сформирована из серебристых подсвеченных шаров и золотистых гирлянд. Её венчает блистающая Вифлеемская звезда.

В рождественские праздники центр Никосии по вечерам будет залит праздничными огнями. Жители и гости столицы смогут гулять в Рождественской деревне с 45-метровым колесом обозрения, ледовым катком, каруселями и кинотеатром 5D возле бастиона Д’Авила. Для детей и взрослых муниципалитет Никосии организует рождественские мероприятия в различных частях города.

В Лимассоле муниципальная ёлка установлена на площади Григори Ауксентиу (ул. Анексартисиас). 

В Ларнаке, по традиции, рождественские гуляния и главная ёлка организуются на пляже Финикудес.

В Пафосе муниципальную ёлку соорудили из множества гирлянд на площади Дж.Кеннеди в Като Пафосе.

Рождественский базарчики

Совсем недавно, незадолго до пандемии, на острове начали организовывать рождественские ярмарки. В сезон 2023-24 с 26 ноября по 14 января в семи деревнях: Агросе, Деринии, Калопанагиотисе, Киперунде, Лайки Гейтония, Лефкаре и Фикарду откроются такие ярмарки. Пока они мало похожи на то, что можно увидеть в континентальной Европе. Глинтвейна не обещают. Но, лиха беда начало…

КИПРНАШ:
Надеюсь, было интересно.
А вы наряжаете на Новый год и Рождество ёлку?
Живую или искусственную?

О новогодних и рождественских традициях Кипра читайте также:

Более подробно историю появления традиции украшения рождественской ёлки читайте в «The Oxford Handbook of Christmas». а также в труде отечественного автора Е.В. Душечкиной «Русская ёлка. История, мифология, литература».

🛑 Автор вкладывает много сил в качество материалов.
Поддержите проект лайком и подпиской.
Если публикация нравится, сделайте репост друзьям.
Смело комментируйте, если есть вопросы или хотите высказаться! 🛑

2 Comments

  1. Спасибо! С удовольствием прочитал здесь полную статью.
    У нас дома наряженая искусственная ёлка стоит с 01.12 😁 Жена каждый год делает для детей т. н. advent-calendar, где на каждый день декабря есть какое-то несложное «новогоднее» задание, и на первый день последнего месяца года всегда — нарядить ёлку.
    Покупать живые ёлки мы не любим, потому что, в частности, в праздничные каникулы традиционно путешествуем, и за время нашего отсутствия она просто высохнет…
    Прошлый Новый год встречали в Великом Устюге, 01.01.2023 гуляли по вотчине Деда Мороза.
    Кстати, в Устюге есть замечательный музей новогодней игрушки в бывшей церкви.
    Там вот как раз впервые и услышали про ёлки на потолке от нечистой силы, познакомились с историей советской ёлочной игрушки. Очень интересно.

    • Здорово!
      Вы молодцы. Будет что вспомнить детям. Счастливое, интересное детство.
      До Великого Устюга, вряд ли когда доберусь.
      Да, и внук уже подрос и я не уверен, что ему это будет сейчас интересно.
      Сын с невесткой стараются также разнообразить его детство, хотя времени и не много остаётся — он сейчас учится в лицее Физтеха им.Капицы.
      Но очень надеюсь, что его жизнь не сведётся исключительно к учебникам, проектам и пр. занятиям…


Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сейчас читают

Подпишись на нашу рассылку!

Никакого спама, только новости!

Похожие записи

Салям Алейкум, или… Остерегайтесь мошенников

Теперь и на Кипре Соотечественники уже привыкли к бесконечными звонкам с незнакомых номеров. Предлагают заработать, открыть кредит, переложить деньги. Угрожают. Просят перевести деньги чтобы отмазать

АВТО-КИПР. Счастливая жизнь олдтаймеров

Возможно, то о чём сегодня расскажу больше заинтересует мужскую часть аудитории. Хотя… могу ошибаться. Как ни удивительно, но во влажном морском климате острова Афродиты автомобили

Говорящие по-русски греки

Не менее 25 тысяч понтийских греков проживает сейчас на острове Афродиты. Откуда есть пошли и как появились на Кипре. Понтийские греки, живущие на Кипре поголовно

Русские на Кипре – что дальше? Собирать манатки?

Новогодняя декада завершилась новостью о выдворении из Латвии 82-летнего русского. Логичное продолжение «поющей революции» (латыш. dziesmotā revolūcija) 1987-91 годов или новая европейская реальность? Лес рубят